Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Колонки, как выделенное место для определенного постоянного газетного материала, появились в газетах уже в конце 18-го века. В 19-м веке сформировалась традиция, размещать в колонке самые актуальные и острые материалы данного номера или данной страницы. А в начале 20-го века авторские колонки появляются во всех больших газетах. А колонка становится не только типографским термином, но и названием жанра. В 1926 году в США вышла книга «Колонка» («The Column»). В этой книге были во всех деталях описаны особенности этой журналистской специальности. Главное – собственный (возможно, радикальный) взгляд на события жизни, нестандартный способ изложения, сарказм. Ну, в крайнем случае, юмор. И – смелость не только на бумаге, но и в реальной жизни. Слишком вызывающие публикации могли инициировать вызов в суд, а то и уличную расправу. Как там пелось в одной блатной одесской песне? «Ударили Сеню кастетом по умной его голове». Кастет, между прочим, в переводе с французского означает «головоломка» (casse-tête) Работа колумниста становится опасной.
Но одновременно работа колумниста стала важной и привлекательной. Колумнист был избавлен от «газетного рабства», писал о чем хотелось. Колумниста знали все. Известность многих писателей начиналась с собственной колонки в большой газете. Потом регулярные публикации, бывало, образовывали книгу. И бывало, что эта книга только и оставалась напоминанием о страстях, кипевших в былые дни.
Журналистика сейчас изменилась и по форме, и по содержанию. Работу колумниста теперь можно сравнить с работой блогера. Один к одному: ни дня без строчки, причем, без едкой строчки. Колумнисты выступают теперь не только в бумажных изданиях, но и на радио, на телевидении, в интернет-изданиях.
Колумнистика сейчас считается отдельным журналистским жанром. И как жанр колумнистика имеет свои особенности.
• Предметом колонки является актуальная по мнению автора проблема в любой области, вызывающей интерес публики: внутренняя и внешняя политика, экономика, литература, компьютеры, гаджеты, мода...
• Функцией колонки является демонстрация текущих трендов в выбранной автором области, попытка предсказать «куда катится мир»
• Методом колумниста является сочетание объективного анализа и художественного обобщения.
• Содержание колонки – субъективное мнение автора о важных событиях, происходящих «здесь и сейчас»
• Форма колонки – это всегда свободная речь, которая не ограничивается жанровыми перегородками. Ключевым приемом колумниста является имитация устной речи с ее экспрессивностью и намеренным снижением лексики, а также обращение к читателю (слушателю, зрителю), стремление «поддеть» его, вызвать на диалог.
В области колумнистики есть свои классики и мастера. Например, известный писатель Умберто Эко большую часть своей творческой жизни был колумнистом итальянской газеты «Эспрессо» (« L’Espresso»). Самой известной американской колумнисткой является адвокат Энн Коултер, которая ведет колонки в журналах «George» и «Human Events». Известным колумнистом в Германии является Владимир Каминер, уроженец Украины, пишущий по-немецки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЕДЕНИЯ АВТОРСКИХ КОЛОНОК
1.1 Понятие авторской колонки
Колонка («column», англ.) — жанр журналистики, зародившийся в конце XIX – начале XX вв. До XVIII века тексты в газетах не систематизировались и печатались очень мелким шрифтом, но однажды кто-то предложил организовать материал на странице. Следом за первыми попытками изменения дизайна наметились и другие нововведения: заголовки, буквицы, линейки.
Когда-то газеты первым делом публиковали новости, объявления, но постепенно авторская колонка сместилась в сторону приватности, превратившись в отдельную рубрику. Здесь размещали наиболее острые статьи (в том числе — написанные редакторами). Как правило, информация выходила в свет с определённой периодичностью.
В наши дни под термином «колонка» понимается персональное суждение, высказывание на злободневную тему.
Сегодня стало модным вести авторские колонки не только журналистам, но и копирайтерам, заинтересованным в PR и продаже услуг написания текстов.
Авторская колонка — это информация, пропущенная через себя. В тексте отражаются чувства журналиста, опыт, точка зрения на что-либо. Хороший колумнист никогда не станет претендовать на истину в последней инстанции, поучать кого-то. Главная цель автора — высказать своё мнение, подтвердив слова фактами.
и журналы весьма ревностно отбирают авторов, ведь издание преследует коммерческие интересы. Чем увлекательнее авторская колонка — тем проще удержать хотя бы одну группу ЦА.
Предмет авторской колонки — личное переживание. Инфоповодом к статье может стать небольшое событие, крупное происшествие. Иногда журналисты пишут о чьей-либо судьбе или раскрывают характер героя. При этом на первый план выдвигаются суждения и чувства самого автора.
Смысловое ядро колонки — личность журналиста. Не удивительно, что авторскую колонку чаще всего ведут люди авторитетные. Это может быть известный писатель или профессиональный копирайтер.
При написании материалов для авторской колонки важно избегать домыслов. Статьи, таким образом, становятся свидетелями эпохи (даже если это громко звучит), отображают нашу действительность.
К слову, редакторы прекрасно знают, как приковать внимание читателя. Или личность автора должна быть яркой, или же этот человек обязан обладать даром рассказчика, сторителлера, увлекательно повествуя обо всём на свете.
Форма авторской колонки может быть любой. Допускаются заметки, полноценные статьи, эссе.
Редакторы ценят авторскую манеру письма, стиль, а также то, насколько журналист проникается темой, став как бы соучастником повествования. Зачастую колонка выглядит внешне безыскусной, однако она — стилистически выверена, сложна и многогранна.
Если вы трудитесь на поприще копирайтинга, то при желании можно найти крупные порталы и издания, заинтересованные в талантливых авторах. Сомнительно, что кто-то посулит новичку ощутимое финансовое вознаграждение (хотя, к примеру, английские журналы платят достойно), а вот обмен услугами могут предложить вполне. Авторская колонка — это, прежде всего, шанс «раскрутить» своё имя и сплотить вокруг себя аудиторию.
В своем движении от рубрики к жанру колонка фактически повторила путь фельетона, рождение которого относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де Деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, модные новости, шарады, даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), словом, неполитические, неофициальные материалы. С увеличением формата газеты фельетоном стали называть её «подвал». В свое время Даль определял фельетон как «отдел россказней в газете»[2]. Постепенно разнородные тексты, объединяемые одной только рубрикой, пришли к единой форме, обрели общие признаки и сейчас едва ли кто-то усомнится в том, что фельетон давно стал полноправным журналистским жанром.
Примерно то же самое происходило и с колонкой. Сначала в крайней колонке печаталась информация, на которую редакция газеты хотела обратить внимание. Это могли быть объявления, экстренные новости, официальные сообщения, однако постепенно содержание колонки смещается в сторону частной жизни. В XIX веке большим интересом читателей пользуются колонки сплетен, где публикуются сообщения о текущей жизни горожан – рождениях, свадьбах, помолвках, смертях, поездках, отпусках и проч. Колонка, таким образом, становится местом на полосе, где из регулярно публикуемых фрагментов формируется картина жизни частного человека, и выполняет некую бытописательскую функцию.
Затем в колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты жанров с ярко выраженным авторским началом – комментарии, эссе, обзоры и обозрения, рецензии. А затем под влиянием процессов жанровой диффузии и гибридизации, изменения самосознания автора и читателя, а также новых тенденций в публицистике, когда интерес к отдельной личности усилился настолько, что стало возможным появление в прессе дневниковых жанров – формируется жанр колонки, фиксирующий переживания автора по тому или иному поводу в максимально личном, интимном, биографическом тексте.